Льготный проезд
Точный учет поездок в общественном транспорте необходим для сокращения затрат бюджета на дотации автотранспортным предприятиям, связанные с перевозкой льготных категорий населения и с государственным регулированием тарифов.
Для оплаты проезда на общественном транспорте используются бесконтактные смарт-карты (далее – транспортные карты). Льготным категориям населения выдаются единые социальные карты, которые также используются для оплаты поездок на общественном транспорте (при частичной оплате) или для учета поездок (при бесплатном проезде).
Транспортные компании оборудуют подвижной состав либо стационарными валидаторами для работы с картами, либо кондукторы обеспечиваются ручными валидаторами. Валидаторы обеспечивают сохранение в памяти устройства данных обо всех транзакциях (как по оплаченным поездкам, так и по льготным). При оплате проезда наличными средствами кондуктор обязан произвести отметку в валидаторе о такой оплате.
В конце смены данные о транзакциях, сохраненных валидатором, передаются в Нефинансовый процессинг (НФП). При загрузке данных НФП осуществляет контроль и очистку данных от дублированных транзакций.
НФП производит анализ загруженных данных на наличие подозрительных транзакций и позволяет подготовить отчеты о совершенных льготных и нельготных поездках в разрезе автотранспортных предприятий (поставщиков услуг). На основании данных отчетов производится возмещение из бюджетных средств затрат автотранспортных предприятий на перевозку льготных и нельготных пассажиров.
Для пополнения транспортных карт (в том числе единых социальных карт) используются киоски, автоматы самообслуживания, терминалы платежных систем, пополнения через интернет-банки, платежные системы, порталы госуслуг (с последующей записью на карту в автоматах самообслуживания).